Квалификационная характеристика должностей работников образования

Содержание
  1. Квалификационные характеристики должностей работников образования: раздел
  2. Основные положения раздела КХД работников образовательных учреждений
  3. В чём заключается особенность педагогической деятельности
  4. Квалификационные характеристики должностей работников образования
  5. Что необходимо запомнить
  6. Требования к квалификации
  7. Должности руководителей
  8. Должности педагогических работников
  9. Должности учебно-вспомогательного персонала
  10. Квалификационные характеристики должностей работников образования: примеры
  11. Единый квалификационный справочник должностей работников образования
  12. Квалификационная характеристика педагога
  13. Что такое квалификационная характеристика?
  14. Квалификационные характеристики должностей работников образования в 2019 году – справочник
  15. Из чего состоит справочник
  16. Основные положения его разделов
  17. Должности руководителя
  18. Педагогических работников
  19. Учебно-вспомогательного персонала
  20. Единый квалификационный справочник должностей работников образования – Управление персоналом
  21. Общие положения документа
  22. Основные положения раздела КХД
  23. Квалификационные характеристики должностей работников образования в 2018 году — 761н, в сфере, утверждены приказом

Квалификационные характеристики должностей работников образования: раздел

Квалификационная характеристика должностей работников образования

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) необходим для обеспечения разделения трудовых обязанностей, ответственности и полномочий работников. Это нормативно-правовой документ, который четко регулирует деятельность специалистов и служащих.

В справочнике указаны требования к квалификации и необходимые знания работников структурного подразделения.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

Основные положения раздела КХД работников образовательных учреждений

КХД – основа для разработки любой должностной инструкции. В данном разделе содержатся:

  1. Перечень обязанностей работников образования по каждой конкретной должности;
  2. Уровень компетенции и необходимые знания;
  3. Права специалистов и служащих;
  4. Особенности организации труда для конкретных образовательных учреждений.

При необходимости увеличения эффективности труда, список должностных обязанностей может быть дополнен без необходимости повышения квалификации работником.

В п.9 КХД отмечается, что аттестационной комиссией может быть выдвинуто предложение о назначение лиц на должность не соответствующей его уровню подготовки при качественном выполнении должностных обязанностей в полном объеме.

В чём заключается особенность педагогической деятельности

Социальная значимость педагога определят особенности его деятельности. Схему работы можно определить как «человек человеку». Объектом здесь будет являться ученик, причем поведение объекта деятельности постоянно меняется.

Переоценить труд педагога сложно, ведь они закладывают основы в головы молодых школьников и студентов. Поэтому отличительной особенностью педагогической деятельности является и повышенная ответственность. В этой профессии, как ни в какой другой необходима нацеленность на результат. Философ Платон описывал деятельность педагога, сравнивая ее с работой башмачника.

Если башмачник будет плохим мастером своего дела, то у людей будет лишь некачественная обувь, плохая работа педагога станет причиной нескольких поколений глупых и необразованных людей. Также можно отметить, что при всей своей направленности на предоставление компетентных знаний и умений, преподаватель – это еще и социальный работник.

Деятельность преподавателя является исключительной из всех, так как затрагивает не одну сферы человеческой деятельности: обучение, воспитание, закрепление морального облика, теории и практика самоанализа и многое другое.

Можно смело заявить, что основными особенностями работы педагога являются: усиленная социальная направленность, ответственность перед обществом, нацеленность на результат, творческий подход, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью повышения уровня мастерства, общение с молодежью и личностный рост.

Квалификационные характеристики должностей работников образования

Должностные обязанности:

  1. Организовывать обучение и воспитание учащихся, основываясь на специфике предмета и особенностей психологического и физического развития обучающихся. Отстаивать новые образовательные программы, методы и приемы, внедрение которых не противоречит федеральным образовательным стандартам.
  2. Формировать культурный образ личности, преподносить основы социального и морального облика гражданина.
  3. Оценивать результативность обучающихся по предмету.
  4. Соблюдать нормы поведения, уважать права и свободу, человеческое достоинство обучающихся.
  5. Следить за дисциплиной, посещаемостью и моральным обликом учащихся, не посягая на их честь и репутацию
  6. Обеспечивать безопасность обучающихся во время образовательного процесса, соблюдать правила пожарной и охрану труда.
  7. Участвовать в педагогических советах или иных собраниях учреждения. Вносить предложения по улучшению и модернизации учебного процесса в меру своей компетентности.
  8. Поддерживать обратную связь с родителями учащихся или лицами, выполняющими эту роль.

Что необходимо запомнить

Конкретные нормативные документы или специфические знания разрабатываются для каждого работника образовательной сферы отдельно, соответственно занимаемой должности.

Из общих необходимых знаний можно выделить следующие:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенцию о правах ребенка.
  3. Достаточные знания в педагогике, психологии, социологии и общетеоретических дисциплинах, чтобы корректно и квалифицированно решать вопросы, связанные с педагогическими, организационными и методическими задачами.
  4. Расписание занятий по своему профилю и поставленные учебные задачи.
  5. Современные тенденции в процессе педагогики, культуре, искусству согласно профилю.
  6. Правила пожарной безопасности и охраны труда.
  7. Основные нормативные акты в рамках компетенции.

Требования к квалификации

В требования к квалификации педагогических работников указаны критерии, по которым необходимо рассматривать возможность получения и повышения категории педагогов.

Требования соответствуют Типовому положению об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации. Работникам преподавательского состава необходимо иметь высшее профессиональное образование.

Стаж работы в занимаемой должности должен составлять определенное количество лет. Для 2-ой категории не мене года, для 1-ой не менее двух лет и для высшей квалификационной категории не менее трех лет.

Должности руководителей

Руководитель образовательного учреждения осуществляет контроль над учреждением, основываясь на нормативно-правовых актах, уставе и федеральным законам. Он обеспечивает учебно-воспитательную деятельность и административно-производственную работу.

Регулирует реализацию стандарта обучения и отвечает за контингент набираемых обучающихся. Так же на нем лежит ответственность за формирование должностных инструкций и соблюдений норм и требований к учебному процессу.

Должности педагогических работников

Работники педагогических должностей несут ответственность за знания, передаваемые молодому поколению. Отвечают за моральный облик учащихся, а также обязаны своевременно осуществлять проверку знаний. Также отвечают за безопасность во время учебного процесса.

Педагоги должны следить за вверенным им инвентарем и производить плановые проверки. К ним относятся следующие профессии:

  • Учитель.
  • Преподаватель.
  • Педагог-организатор.
  • Социальный педагог.
  • Учитель-дефектолог и учитель-логопед (логопед).
  • Педагог-психолог.
  • Воспитатель, в том числе заведующий.
  • Работник библиотеки.
  • Старший вожатый.
  • Педагог дополнительного образования, в том числе заведующий.
  • Музыкальный руководитель.
  • Руководитель физического воспитания.
  • Методисты.
  • Инструктор-методист, в том числе заведующий.
  • Трудовой инспектор.
  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.
  • Тренер-преподаватель, в том числе заведующий.
  • Мастер производственного обучения.

Должности учебно-вспомогательного персонала

Учебно-вспомогательный персонал часто может не иметь необходимой квалификации, но это не приветствуется в большинстве педагогический учреждений. Для них характерны пониженные требования к образованию.

Часто на такие должности нанимают стажеров или студентов с неоконченным высшим образованием.

  • Дежурный по режиму, в том числе заведующий.
  • Вожатый.
  • Помощник воспитателя.
  • Младший воспитатель.
  • Секретарь учебной части.
  • Диспетчер образовательного учреждения.

Квалификационные характеристики должностей работников образования: примеры

Должность руководителя:

Руководитель образовательного учреждения (директор, заведующий, начальник).

ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.

Должность педагогического работника:

Учитель.

ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика» либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.

Должность учебно-вспомогательного персонала:

Вожатый.

ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.

ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.

Источник: https://homeurist.com/trud/kadr-uchet/kvalifikaci-xarakteristiki.html

Единый квалификационный справочник должностей работников образования

Квалификационная характеристика должностей работников образования

Ввиду реформирования российской образовательной системы и внедрения ФГОС, к сотрудникам сферы образования, которые ответственны за формирование социокультурных и морально-этических ценностей среди молодежи, выдвигаются соответствующие требования. Все они внесены в единый нормативный документ — квалификационный справочник должностей работников образования 2018

Единый квалификационный справочник работников образования (ЕКС) — документ, который регулирует требования государства и общества, выдвигаемые к навыкам, опыту и знаниям педагогических работников. ЕКС педагогов работает в тесном взаимодействии с Трудовым кодексом:

  • Согласно ст. 57 ТК РФ, льготы и компенсации, а также ограничения по выполнению работ допустимы для должностей, указанных в квалификационных справочниках. 
  • Согласно ст. 81. ТК РФ, педработник может быть уволен в том случае, если по итогам аттестации и сведений представления о недостаточно квалификации, он признан не соответствующим занимаемой должности, либо же работодатель может отказать претенденту в приеме на работу, если уровень его квалификации не соответствует тому, что указан в ЕКС. Практика показывает, что в порядке исключения на определенные должности могут назначены сотрудники, которые не имеют регламентированного ЕКС уровня подготовки или стажа, но при этом безукоризненно выполняют свои обязанности.Чтобы успешно пройти аттестацию и подтвердить, что соответствуете должности, регулярно повышайте квалификацию. Если есть компьютер или планшет, учиться можно без отрыва от работы. Например, в Школе Менеджера образования. На этом портале собраны дистанционные курсы повышения квалификации для педагогов на любую интересующую тему. Выбрать подходящий курс и записаться на обучение можно здесь.
  • Согласно ст. 143 ТК РФ и ЕКС должностей работников образования 2018, осуществляется присвоение педработникам тарифных разрядов и тарификация работ.

Минздравсоцразвития РФ при поддержке федеральных органов власти разрабатывает квалификационные справочники для работников сферы образования и несет ответственность за внесение в них актуальных времени изменений. Единый квалификационный справочник в сфере образования содержит:

  • перечень должностных обязанностей педагогов, вспомогательного персонала и руководящих должностей;
  • квалификационные характеристики должностей;
  • требования к опыту, навыкам и знаниям педработников и служащих.

Квалификационная характеристика педагога

Документ имеет четыре раздела, отражающие квалификационные требования к должностям педагогических работников и характеристики руководящих должностей, педагогов и учебно-вспомогательного персонала. 

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — КХД) является обобщающим и содержит свод требований, установленных Приказом Минздавсоцразвития №448 в 2011 году.

Он необходим для разрешения трудовых споров, регулирования трудовых отношений в учреждениях образования, эффективного управления персоналов и образовательным учреждением любой формы собственности.

  

ЕКСД 2018 года в редакции от 9 апреля 2018 года для учителей и руководителей школ остался прежним, а потому может продолжать использоваться для:

  • разработки рабочих инструкций, регламентирующих ответственность, права и обязанности специалистов;
  • расстановки кадров и приема специалистов на работу;
  • вынесения рекомендаций для прохождения плановых аттестаций работников.

У вас есть возможность повышать квалификацию педагогов и экономить деньги с помощью Академии Ресурсы образования. Это портал с онлайн-курсами повышения квалификации для корпоративного обучения педагогов.

Получите доступ к порталу, и проблема профобучения будет решена на целый год. Вам не придется платить за учебу каждого отдельного педагога.

Достаточно выбрать нужный курс, отправить приглашения коллегам, и они начнут учиться.

Узнать подробнее об Академии и получить доступ можно здесь.

Согласно единому тарифному квалификационному справочнику работников образования, заработная плата работников сферы образования должна основываться на нормативной тарифной сетке, а названия должностей — соответствовать названиям, указанным в ЕТКС. Тарифные характеристики (ЕКТС педагогических работников), разработанные Минтруда и Минобразования, распределяются на всех сотрудников, независимо от должности и сферы занятости.

Что такое квалификационная характеристика?

Единые квалификационные требования к работникам образования или квалификационные характеристики для каждой должности включают описание:

  1. должностных обязанностей — трудовых функций, обязательных к частичному или полному выполнению педработником, который занимает определенную должность (если имеет место совмещение должностей, необходимо учитывать принципы однородности и взаимосвязанности работы); 
  2. объема знаний (методологии, права, образовательных технологий и прочего), которым должен обладать специалист, чтобы успешно выполнять возложенные на него обязанности; 
  3. требований к квалификации, стажу и профессиональной подготовке. 

ЕКС образования отражает характеристики всех уровней должностей работников сферы образования: педагогов, руководителей и учебно-вспомогательного персонала, сформированные из характеристик руководителей структурных подразделений, учителей и персонала, которые включены в профессиональные квалификационные группы, согласно приказу Минздравсоцразвития от 2008 года. №216н. При этом органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут по своему усмотрению самостоятельно:

  • формировать профессиональные квалификационные группы;
  • регламентировать квалификационные характеристики должностей рабочих и служащих и относить должности к таковым (например, инструктора по лечебной физкультуре или массажиста нельзя отнести к категории педработников, а старшего воспитателя — к категории учебно-вспомогательного персонала);
  • устанавливать требования к квалификации служащих или руководителей отличные от тех, что были установлены Минздравсоцразвития;
  • применять ненормативные наименования должностей, которые не имеют квалификационных характеристик. 

После 2010 года из квалификационных характеристик были исключены правовая, коммуникативная, информационная и профессиональная компетентности, оставив в новом едином квалификационном справочнике должностей работников образования только общие требования к специалистам и руководителям, необходимые для аттестации, назначении на должность или проверке соответствия занимаемой должности. 

Таким образом, новые нормы от тех, что применялись до 2009 года, отличаются расширением функций учителя в рамках внедрения ФГОС:

  • использование передовых средств, методов и форм работы, индивидуальных учебных планов и современных технологий;
  • написание рабочих программ по предмету, основываясь на содержание основных программ;
  • стимулирование познавательной деятельности учащихся, мотивация их самостоятельной образовательной и исследовательской работы;
  • следование нормам проблемного обучения, использования взаимосвязи теории и практики. 

Был расширен объем знаний, которым должны обладать педагоги.

Теперь учителям важно владеть современными технологиями развивающего, дифференцированного и продуктивного обучения, знать основы работы с ПК (браузеры и электронная почта, таблицы и текстовые редакторы), мультимедийным оборудованием, изучать трудовое законодательство. Помимо прочего в едином квалификационном справочнике педагогических работников были конкретизированы требования к их квалификации:

  • руководители и их замы должны иметь высшее профобразование в сфере менеджмента, экономики или управления персоналом и стаж не менее 5 лет;
  • учителя — среднее или высшее профобразование (кроме методистов, логопедов, дефектологов и тьюторов). 

Ввиду актуальности ЕКС №761н для работников образования, требования, регламентируемые документом, направлены на повышение профессиональной компетентности, трудовой активности и результативности труда педагогов, руководителей и персонала. Документ необходим для повышения эффективности кадровой работы, рационального распределения трудовых ресурсов, использование творческого и профессионального потенциала работников. 

Единый квалификационный справочник должностей учителей, руководителей и персонала применяется для:

  • написания должностных инструкций, в которых будут указаны компетентности, требования к опыту работника, его права и обязанности, перечень трудовых функций;
  • распределения между несколькими специалистами должностных обязанностей, характерных для определенной должности. 

Должностные инструкции составляются с учетом квалификационных характеристик, поскольку они регулируют не только должностные обязанности специалистов, но и уровни компетенции сотрудников, а также позволяют уточнять список работ, соответствующих определенной должности в заданных организационно-педагогических условиях, выдвигать требования к специальной подготовке сотрудников. В ЕКС содержатся перечень прав и обязанностей всех должностей специалистов образования. Именно поэтому на него опираются, когда возникает потребность в повышении эффективности труда, изменении спектра должностных обязанностей или меры ответственности сотрудника.

  1. Допускается добавление обязанностей специалистов смежных областей, что позволит сотруднику выполнять возложенные на него функции без повышения уровня квалификации или получения дополнительного образования. В этом случае наименование должности не меняется, а дополнительные обязанности отличные от  должны быть соразмерными по сложности и близкими по содержанию, чтобы не требовать дополнительных знаний или иной специальности. 
  2. В инструкциях общеотраслевых рабочих (библиотекари, медицинские работники, хореографы, музыкальные и художественные руководители) используются квалификационные характеристики должностей работников образования, которые предусмотрены для служащих за исключением уточнения спектра работ в заданных условиях.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65184-qqq-16-m12-edinyy-kvalifikatsionnyy-spravochnik-doljnostey-rabotnikov-obrazovaniya

Квалификационные характеристики должностей работников образования в 2019 году – справочник

Квалификационная характеристика должностей работников образования

При трудоустройстве в сфере предоставления услуг образования, человек должен соответствовать некоторым критериям, которые отображаются в том числе и в должностных инструкциях сотрудников образования.

Чтобы разъяснить, какие квалификационные требования предъявляются к педагогам, следует разобраться, что такое квалификационный справочник и что в него входит.

К тому же, в этом документе можно узнать и о том, какие должности существуют в принципе, а также увидеть их описание вкратце.

Из чего состоит справочник

Образовательная сфера является одной из базовых областей, которые позволяют сформировать единое общество, а также привить его членам основные человеческие ценности морального и культурного характера, впоследствии превращающиеся в устои.

Учитывая, что педагоги имеют непосредственный доступ к неокрепшим умам, требования, которые к ним предъявляются, отличаются высокими рамками.

Квалификационные характеристики должностей работников образования 2019 года можно изучить без проблем, поскольку собраны они в справочнике должностей сотрудников образования.

Этот документ оговорен в статье 143 Трудового кодекса РФ, относительно того, что педагогам на основании требований устанавливается тарифная ставка и собственно оплачиваются рабочие часы.

Единый квалификационный справочник демонстрирует не только показатели, которым должны соответствовать кандидаты на должности, но и указание конкретных обязанностей, а также запросов к уровню знаний и навыков не только служащих, но также глав учреждений, связанных с обучением.

Основные положения его разделов

Справочник должностей тружеников образовательной сферы разработан для того, чтобы регулировать трудовые отношения, возникающие в ней.

Также его задачей является создание эффективной руководящей ячейки, которая будет способна не только качественно решать вопросы, связанные с кадровой политикой и управления персоналом, но и организовывать учебный процесс, а также заниматься хозяйственной сферой учреждения.

При этом упор делается на то, что такие умения не должны зависеть от формы собственности учреждений или их организационных нюансов.

КХД будет базовой бумагой при разработке инструкций для конкретных должностей, поскольку именно в нем указывается перечень должностных обязанностей сотрудников, особенности организации труда и компетенции.

При подготовке инструкции, вполне можно уточнять перечень работ по определенным образовательным учреждениям, ведь для них могут быть разные нюансы.

И конечно, необходимо принимать во внимание особенности и определенные свойства каждой из должностей, а руководитель при этом может предъявлять дополнительные требования к кандидатам.

Чтобы увеличить эффективность работы, можно расширить должностные обязанности подчиненных, по сравнении с теми, что указаны непосредственно в КХД.

Делается это за счет того, что обязанности добавляются из некоторых смежных должностей, причем есть условие, что их добавление не может быть связано с расширением квалификации, либо необходимостью прохождения особой подготовки.

По пункту 9 КХД, если лица выполняют возложенные на них обязанности эффективно и в должном объеме, но не обладают нужным опытом или подготовкой, то они могут быть утверждены на должность.

Но делается это только в порядке исключения, и тогда, когда это рекомендует аттестационная комиссия.

В принципе же характеристика любой должности состоит из трех разделов:

Обязанности, связанные с конкретной должностьюТут содержится список основных функций, которые предусматриваются должностью. Если сотрудником совмещаются функции разных должностей, необходимо при формировании их перечня руководствоваться однородностью и связанностью работ
Требования к знаниямТут находятся те запросы, которым должен удовлетворять работник по размеру методологических знаний, а также законодательной подкованности и особых навыков, если они нужны для эффективного выполнения всех обязанностей
Квалификационные запросыОговариваются требования, возникающие к уровню профессиональной подготовки, а также стажу работы

Должности руководителя

Руководящие должности более ответственные, чем у стандартных работников, и существует их достаточно много.

Прежде всего, это директор учреждения, который полностью управляет заведением согласно норм, установленных нормативными актами РФ.

Среди знаний у него необходимо выделить актуальные и приоритетные направления развития образования, а также законы, необходимые для деятельности в учреждении.

Квалификация должна быть подтверждена высшим образованием по одному из направлений:

  • менеджмент;
  • государственное и муниципальное управление;
  • руководство персоналом;
  • а стаж требуется от 5-ти лет.

Заместитель руководителя должен иметь абсолютно такую же квалификацию, как и вышестоящий директор.

А вот в круг обязанностей входит не только организация деятельности школы, но и ее планирование, сопряженное с координацией работы педагогов.

Заведующий структурным подразделением управляет секцией, кабинетом или лабораторией и т.д., при этом осуществляя планирование работы.

Знания от него требуются стандартные, как у директора и его зама, но получить высшую степень образования нужно по специальности, сродненной с профилем подразделения, а стаж в педагогической сфере необходимо наработать на уровне трех лет и больше.

Наконец, старший мастер управляет учебно-производственными работами, связанными с профобучением, практической отработкой навыков, а также профессиональным ориентированием учащихся.

Квалификация должна быть на уровне высшего образования, связанного с профилем обучения, а опыт труда необходим на уровне не менее двух лет.

Педагогических работников

Педагогические сотрудники, которые непосредственно работают с учащимися, должны иметь прежде всего знания методического характера, которые позволят им плодотворно сотрудничать с подопечными и эффективно выполнять свои обязанности, но есть и дополнительные условия.

К примеру, музыкальные сотрудники и преподаватели физкультуры должны знать о технике безопасности, правилах поведения с инвентарем и иметь соответствующие навыки, а методисты — уметь анализировать информацию и прорабатывать планы.

Другие должности поданы в следующей таблице:

ДолжностьОбязанностиЗнанияКвалификация
УчительПреподавательПедагог-организаторОбучение и воспитание с учетом психо-физиологических нюансов и особенностей предметаОбучение по федеральным стандартам, контроль и организация самостоятельной деятельности, применение индивидуальных программРазвитие личных качеств детей, индивидуальных способностей и талантов. Расширение и создание культуры и социализацииАктуальные и приоритетные направления развития образования в РФ, а также законы, касающиеся просвещенияВысшее или среднее образование по направлению “Образование и педагогика”, либо сродненное со спецификой предмета, стаж не обязателен
Социальный педагогОрганизация и реализация программ по воспитанию личности, общему процессу образования, развитию и соцзащите учащихсяКроме вышеперечисленного, владение навыками коррекции и избавления от стрессаДобавляется возможное направление “Социальная педагогика”
ЛогопедКоррекция дефектов и значительных недостатков в детяхВдобавок ко всему прочему, присутствует методическая документацияВысшая степень образования по дефектологической специальности, требований к стажу не предъявляется
Педагог-психологПрофессиональная поддержка, коррекция и сохранение благополучия учениковДополнительно — методички по психологии, психотерапии и сексологииСтандартная ситуация
Старший воспитательВоспитание детей, развитие личности и нравов ребенкаКроме перечисленного, требуется знание и владение методами воспитания, убеждения и аргументации мнения с учетом возрастаОбразование как для социального педагога, для позиции старшего специалиста требуется стаж от двух лет

: для кого профстандарты обязательны

Учебно-вспомогательного персонала

Этот персонал не имеет никаких поблажек, и требования к нему примерно такие же, как и к остальным должностям.

Так, необходимо принимать во внимание следующие требования:

Дежурный по режимуКонтролирует поведение учеников с ненормальной выраженностью, должен знать также педагогику и психологию, а также регламенты деятельности учреждений, квалификация нужна средняя или высшая по профильной программе
ВожатыйФормирует детский коллектив и работает с ним, должен разбираться в основах психологии и педагогики, а также Конвенции о правах ребенка, требуется среднее полное образование и подготовка по педагогике
Помощник воспитателяПланирует и организовывает жизнедеятельность подопечных, должен знать не только вышеперечисленные моменты, но и возрастную физиологию, требования к обучению как у вожатого
Младший воспитательТо же самое, что и у помощника воспитателя
Диспетчер учрежденияУчаствует в расписании учебного процесса и регулировании его организации, должен знать не только законы и направления развития системы, но и методические материалы, необходимо окончание средней степени обучения по профилю организации труда, можно работать без стажа

Каждый работник, связанный со сферой обучения, должен обладать определенными навыками и знаниями, позволяющими ему работать с детьми и старшими учениками.

При приеме на работу руководитель заведения должен запросить необходимые документы, проверить знания и ознакомить с обязанностями.

Для каждой должности предусматриваются свои требования, которые обязательно должны быть выполнены.

Источник: https://juristhere.ru/kvalifikacionnye-harakteristiki-dolzhnostej-rabotnikov-obrazovanija/

Единый квалификационный справочник должностей работников образования – Управление персоналом

Квалификационная характеристика должностей работников образования

Единый квалификационный справочник (далее – ЕКС) должностей работников образования представляет собой очень важный документ для руководителей и тех, чья профессиональная деятельность связана с кадровым администрированием.

Если вкратце, то ЕКС представляет собой справочник, к которому обращаются для проведения грамотной тарификации, присвоения разрядов работникам  педагогической сферы, а также составления должностных инструкций.

  • Общие положения документа
  • Основные положения раздела КХД
  • Должности руководителей
  • Должности учебно-вспомогательного персонала

Общие положения документа

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Действующий в настоящее время справочник утвержден приказом Mинистерства  здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н г.

Раздел «Общие положения» позволяет получить следующую информацию:

  1. Для чего создан настоящий документ. Здесь вы найдете информацию о том, что «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (КХД) ЕКС позволяют урегулировать трудовые отношения и обеспечить качественный менеджмент в разного рода образовательных учреждениях, составить должностные инструкции и прочие нормативные документы для педагогической организации.
  2. Что включает в себя квалификационная характеристика должности:
    • должностные обязанности;
    • что работник должен знать;
    • какие требования предъявляются к квалификации.

Обратите внимание: в ЕКС отмечена необходимость учета педагогических условий при разработке должностных инструкций.

Детальная проработка нормативных документов очень полезна,  в частности, тщательно продуманный перечень должностных обязанностей сможет защитить руководителя от возможных трудовых споров.

Полезно знать: четко разработанные  требования к квалификации  позволят исполнителю лучше понять свои обязанности, а руководителю — проконтролировать результат. По этой причине не следует воспринимать составление должностных обязанностей как формальную процедуру.

Примечательно, что при наличии четких требований к квалификации для каждой из профессий, в ЕКС обозначено, что сотрудник который не имеет специальной профессиональной подготовки, либо подтвержденного стажа работы, но имеющий необходимый практический опыт при качественном и полном выполнении трудовых функций может быть назначен на  соответствующую должность.

Руководителям следует обратить внимание на этот пункт, так как это существенно поможет   сформировать кадровый резерв внутри действующего коллектива. Вопрос о недостаточном профессиональном уровне сотрудника всегда можно решить, отправив его на необходимые курсы.

Основные положения раздела КХД

Основные положения этого документа представляют собой трехуровневый классификатор должностей:

  1. Руководители.
  2. Педагогические работники.
  3. Учебно-вспомогательный персонал.

Внутри каждой категории прописаны определенные должности с четким указанием должностных обязанностей, что данное лицо должно знать, требования к квалификации.

Далее рассмотрим более подробно каждое из трех направлений этой классификации.

Квалификационные характеристики должностей работников образования в 2018 году — 761н, в сфере, утверждены приказом

В течение осуществления трудовой деятельности одним из обязательных моментов является присвоение определенной квалификации.

Подобное требуется для различных целей. Обычно именно повышение разряда необходимо для увеличения величины заработной платы.

Существует специальный норматив, в соответствии с которым осуществляется присвоение квалификации определенной категорией.

Если на предприятии требуется осуществлять подобное – необходимо будет использовать именно стандартную терминологию.

Существует достаточно много разных особенностей, связанных с квалификацией характеристики должности. Самому работнику также нужно будет разобраться данные аспекты.

Источник: http://tr777.ru/edinyy-kvalifikatsionnyy-spravochnik/

Топ Юрист
Добавить комментарий